9-я Казанская спецшкола ВВС

История

Мариинская гимназия

aleksandr-vtoroy.jpg

Переломным моментом истории женского образования в Россиистало «Положение о женских училищах» для всех сословий, котороеутвердил император Александр II  30 мая 1858 года.

На основании «Положения о женских училищах» и согласно постановлению Казанской городской Думы в нашем городе было основано женское училище 1-го разряда, будущая Мариинская женская гимназия. Для училища был арендован дом купца А.Л.Крупеникова.ю располагавшийся напротив университета, на Воскресенской улице, которая считалась центральной улицей города.

Первоначально в училище было принято 66 учениц и укомплектовано три класса. Начальницей была назначена Павла Осиповна Бакаева, председателем Педагогического Совета – Осип Антонович Имшеник предназначалось исключительно для горожанок. Обучение было платным. От платы могли освободить за отличные успехи и примерное поведение.

Торжественное открытие Казанского женского училища состоялось 30 августа 1859 года. А с 1 сентября 1859 г. начались занятия.

В 1860 году в училище был учрежден Попечительный Совет, в состав которого входили представители всех сословий, которые своими взносами участвовали в поддержке учебного заведения. Большую помощь оказывала казанская Городская дума. Довольно значительные суммы денег на обучение детей жертвовали именитые казанские купцы. Некоторые пожертвования делали сами учителя.

В 1865 г. председателем Попечительного Совета становится Николай Евгеньевич Боратынский, сын известного поэта Евгения Боратынского. Учредителями стипендий для малоимущих девочек становились почетные граждане города, купцы, дворяне и т.п. Так, Ольга Сергеевна Александрова-Гейнс учредила стипендии в память своего покойного брата, потомственного почетного гражданина города Казань Александра Сергеевича Александрова. На эту стипендию обучались 10 гимназисток Мариинской гимназии .

При открытии Казанского женского училища в его штате состояли 9 преподавателей и три классных надзирательницы по числу набранных классов. Руководство гимназией осуществляла его начальница. Одной из начальниц Казанской Мариинской гимназии была Анна Григорьевна Волкова. В сложный период революционных потрясений начальницей гимназии была Вера Владимировна Нечаева  В гимназии преподавал Федор Михайлович Керенский, отец А.Ф.Керенского, будущего министра-председателя Временного правительства в 1917 году.

В училище действовал Педагогический Совет

В училище преподавались основные общеобразовательные предметы: Закон божий, русский язык, чистописание и словесность, арифметика и начала геометрии, география, история, физика, рукоделие, французский и немецкий языки, рисование, музыка, пение и танцы.

Ежегодно проходили переводные и выпускные экзамены. В зависимости от результатов выпускных экзаменов гимназистки могли получить либо аттестат, либо свидетельство. Лучшие награждались золотыми и серебряными медалями или книгами. Окончившие полный курс обучения стали получать звание домашних учительниц и домашних наставниц.

o-zolotoy-medali.jpg

Через год после открытия, в марте 1860 года Казанское женское училище 1-го разряда взяла под свое покровительство жена императора Александра II Мария Александровна. С тех пор оно стало называться «Мариинским». А еще через несколько лет, в 1869 г. Казанское Мариинское женское училище преобразуется в гимназию. Ученицы должны были являться в гимназию всегда в форме. Запрещалось ношение кружевных воротников и манжет, браслетов, колец, ожерелий, брошек. Волосы девочек были гладко причесаны и заплетены в косы. В декабре 1875 г. в Казани была открыта Ксенинская женская прогимназия, получившая свое имя в честь Великой Княжны Ксении Александровны.

Среди учениц гимназии были в основном дочери дворян и чиновников, затем – мещан, купцов. Обучались также девочки – выходцы из крестьянского и духовного звания. В основном, это были жители г. Казани, но имелись и приезжие из других городов и уездов Казанской губернии.

Весной и ранней осенью устраивались образовательные экскурсии. Ученицы посещали музеи, зоокабинет, астрономическую обсерваторию . Иногда гимназисток вели в окрестности Казани.

В Мариинской гимназии любили устраивать литературные спектакли, праздновали юбилеи русских писателей и устраивали торжественные акты по случаю важных исторических дат.

Гимназисток специально обучали танцам. На торжественные вечера с танцами приглашались мальчики из мужских гимназий или реального училища.

В Мариинской гимназии самым серьезным образом было поставлено обучение кройке, шитью и рукоделию. В начале XX века ученицы гимназии даже подарили куклу собственного изготовления Великой княжне Ольге Александровне.

В 1882 году в Мариинской гимназии открыли специальный педагогический класс. Его целью было научить девочек методике преподавания, поэтому изучались педагогика, гигиена, велись пробные уроки в приготовительном, в трех низших классах гимназии и в женском приходском училище. Воспитанницам, окончившим основной курс гимназии и VIII-й педагогический класс, награждённым золотой или серебряной медалью (свидетельства о награждении золотой и серебряной медалями), присваивалось звание домашней наставницы. Выпускницам, не имеющим медалей – домашней учительницы. Оба звания давали право преподавать в частных пансионах и в младших классах городских училищ.

В Мариинской гимназии обучались также и дочери татар-мусульман. К 1900 году в гимназии учились уже три ученицы-мусульманки. Некоторые из них стремились продолжить образование на Высших женских курсах.

В июле 1869 г. Казанское Мариинское женское училище было преобразовано в Казанскую Мариинскую женскую гимназию. Число учениц быстро росло, стало остро не хватать учебных площадей. В связи с этим Городская дума пожертвовала деньги на приобретение собственного дома для Мариинской женской гимназии. В декабре 1871 года член Попечительного Совета, П.О.Месетников организовал покупку дома помещика С.Н.Теренина на углу Петропавловской улицы (ныне это дом по ул. Рахматуллина, где располагается Лицей).

o-serebryanoy-medali.jpg

Заголовок 2

Если у вас есть какие то интересные предложения, обращайтесь! Студия Web-Boss всегда готова решить любую задачу. Таким образом новая модель организационной деятельности способствует подготовки и реализации систем массового участия. . С другой стороны укрепление и развитие структуры обеспечивает участие в формировании систем массового участия.Равным образом консультация с широким активом требуют определения и уточнения модели развития. Идейные соображения высшего порядка, а также дальнейшее развитие различных форм деятельности позволяет оценить значение новых предложений. Таким образом реализация намеченных плановых заданий позволяет оценить значение новых предложений.

Если у вас есть какие то интересные предложения, обх предложений. Таким образом реализация намеченных плановых заданий позволяет оценить значение новых предложений.

Если у вас есть какие то интересные предложения, обращайтесь! Студия Web-Boss всегда готова решить любую задачу. Таким образом новая модель организационной деятельности способствует подготовки и реализации систем массового участия. . С другой стороны укрепление и развитие структуры обеспечивает участие в формировании систем массового участия.Равным образом консультация с широким активом требуют определения и уточнения модели развития. Идейные соображения высшего порядка, а также дальнейшее развитие различных форм деятельности позволяет оценить значение новых предложений. Таким образом реализация намеченных плановых заданий позволяет оценить значение новых предложений.Равным образом консультация с широким активом требуют определения и уточнения модели развития. Идейные соображения высшего порядка, а также дальнейшее развитие различных форм деятельности позволяет оценить значение новых предложений. Таким образом реализация намеченных плановых заданий позволяет оценить значение новых предложений.Равным образом консультация с широким активом требуют определения и уточнения модели развития. Идейные соображения высшего порядка, а также дальнейшее развитие различных форм деятельности позволяет оценить значение новых предложений. Таким образом реализация намеченных плановых заданий позволяет оценить значение новых предложений.

Школа №6

imeni-1.jpg

1-го ноября 1918 года Мариинская женская гимназия была преобразована в Советскую трудовую школу II ступени № 1 с передачей здания и всего инвентаря гимназии школе. В 1919 году, в дни празднования второй годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции, по просьбе учителей и учащихся, школе было присвоено имя Декабристов.

Школа работает в одну смену только с 26/27 учебного года, до 26/27 учебного года в 2 и 3 смены с другими учебными заведениями. В 1934г. школа получает статус полной средней школы с десятилетним образованием, о чем свидетельствует акт о принятии школы вновь назначенным директором тов.Сотниковым от 25. 07. 1934г. В школе было 16 начальных классов, 13 - неполной средней, и 3 класса - полной. В предыдущем, 1933-34 уч.году, на основании Приказа Наркомпроса от 28.11.1933 был введен предмет «Трудовая политехническая подготовка».

В школе №6 висели плакаты с высказыванием В.И.Ленина, М.И.Калинина, Горького, Маяковского, Ломоносова, Гоголя, Тургенева, Ушинского и др. о красоте, величии и богатстве русского языка о красоте, величии и богатстве русского языка и необходимости его изучении. Успешное развитие живой разговорной речи способствовало осмыслению, а не формальному изучению грамматики: грамматические правила и формы анализировались прежде всего со стороны идейного содержания, их внутреннего смысла и служили целями коммунистического воспитания. Учащиеся по заданию учителя сами подбирали тексты на изученные правила, используя для этого материал дополнительного и внеклассного чтения, что обеспечивало контроль над чтением учащихся.

Особенно хорошо в 6 школе была поставлена внеклассная работа с учениками. Например, учительница Львова проводила классные/внеклассные занятия на тему: «Мировое значение Советской литературы». Она использовала материалы статей, печатавшихся в газете «Культура и жизнь», «Литературная газета». Всевозможные доклады, диспуты и конференции часто проводились в школьной жизни. Подготовка докладов была по различным разделам школьной программы и часть из них с краеведческим уклоном.

В 6 Советской школе был музей посвящённый Декабристам, первыми организаторами которого были выпускники 1963 года: Левина Елена, Щепеткова Люда, Терентьева Галя, Гайнутдинова Маршида, Митрофанова Таня, которые создали кружок на базе класса Раисы Фатыховны Фейзуллиной. Постепенно к работе приобщались ученики других классов. За время существования музея сменилось несколько поколений учащихся, занимающихся поисковой и экскурсоводческой деятельностью. В музейном кружке существовала традиция: уходя, оставь смену. В 1974 году в нем состояло 40 учащихся с 6 – го по 10 класс. В музее были собраны значительные фонды. В них входило свыше 200 книг о декабристах, из них около 50 с автографами писателей, ученых, потомков декабристов. В частности, музею было подарено «Горе от ума» А.Грибоедова, 1863 года издания. Музей декабристов был центром школьной воспитательной работы. Ученики впервые попадали сюда в 4 классе.

imeni-2.jpg

Д.И. Завалишина – Борисом Ивановичем Еропкиным, он рассказал им о своем дедушке, показал семейные реликвии, дал несколько адресов и сообщил о традиции, которую ввела его мать: каждый год 27 декабря потомки декабристов, жившие в Петербурге – Ленинграде собирались у них на квартире [C.8].

Работа в школе закипела. Энтузиазм ребят захватил учителей истории, литературы, учеников других Перелом наступил в 60 – е годы, когда школа вместе со всей страной начала готовиться к 100-летнему юбилею со дня рождения В.И.Ленина. В 1963 году во время поездки по ленинским местам, учащиеся 9 класса во главе с классным руководителем – Файзуллиной Раисой Фатыховной побывали в Областном краеведческом музее города Ульяновска. Им повезло. Экскурсовод так увлеченно и с большой любовью рассказывала о декабристах – ульяновцах Тургеневе и Ивашеве (нашем земляке), что ребята загорелись желанием создать уголок декабристов в своей школе. Для начала выпросили две фотокопии. Работу предложили начать под девизом «Наш подарок школе».

Приехав в Казань, сразу же составили план работы кружка юных следопытов. Одним было дано задание узнать, где жили декабристы до восстания, другим – в ссылке и на поселении, чтобы написать в эти города. Третьим – связаться с библиотекой имени В.И. Ленина в Казани, составить список литературы о декабристах и прочитать эти книги. Четвертые пошли в научную библиотеку имени Н.И. Лобачевского при КГУ, чтобы выяснить, нет ли какого-либо материала о декабристах в Казани. Все началось с того, что в Казани удалось найти семью Назария Александровича Муравьева, отдаленного родственника декабристов Муравьевых и Муравьевых – Апостолов, человека интересной биографии. Полетели письма во все концы Советского Союза. Материалы стали поступать из Киева и Одессы, Адлера и Тбилиси, Кяхты и Кургана, других городов.

В январе 1965 года учащиеся этого класса поехали в Ленинград, преследуя две цели: познакомиться с Ленинскими местами и историей Декабристского восстания. Научные сотрудники музеев Петропавловской крепости и Эрмитажа подробно рассказали о декабристах и подарили 30 фотокопий. До этой поездки с работниками ленинградских музеев была установлена переписка, поэтому их здесь ждали, помогли советами и некоторыми материалами. Особенно внимательно были к ним работники музея – квартиры А.С Пушкина на Набережной Мойки, 12. Они организовали им встречу со внуком декабриста классов. Поистине «из искры возгорелось пламя». Материала поступило так много, что к 140 – летию со дня восстания декабристов кружковцы смогли объявить об открытии музея. Это произошло 25 декабря 1965 года, и было отмечено постановкой школьного спектакля «Декабристы». Пьеса была написана бывшим учеником школы, учителем литературы Феодосием Константиновичем Новиковым. Позднее она ставилась неоднократно, и каждый раз проходила с большим успехом.

В создании музея существенную помощь, кроме ленинградцев, оказали директора Кэхтинского музея Тугутов А. И. и Ялуторовского Зубарев Н. И. Пришли на помощь сотрудники Госмузея ТАССР. Его специалисты, в том числе директор Дьяконов Владимир Михайлович, учили, как создавать экспозиции, оформлять документацию, проводить паспортизацию, вести музейную работу в рамках школы. В результате были созданы три книги учета. В одной учитывались подлинники, в другой заносились копии, а в третьей учитывали поступающие книги, также велась картотека переписки с потомками декабристов, учеными, писателями.

imeni-3.jpg

В результате поисковой работы им удалось установить, что кроме Завалишина и Ивашева выходцами из Казани были декабристы Вишневский Федор Гаврилович, Брестель Александр Карлович, Башмаков Флигонт Миронович, Дивов Василий Абрамович, Фок Александр Александрович. В марте 1975 года кружковцы побывали в Ленинграде на встрече с потомками декабристов Завалишина Дмитрия Игнатовича и Иванова. Она проходила в доме коменданта Петропавловской крепости, где проводились допросы декабристов и где им был объявлен приговор.

В январе 1975 года в школе №6 на базе музея прошла первая в стране конференция юных друзей декабристов, посвященная 150 – летию со дня восстания на Сенатской площади. В ее подготовке и проведении большое участие приняли ученые КГУ и КГПИ. Гостями были потомки декабристов Горбачевского, Завалишина, Капниста, школьники и преподаватели, которые много лет сотрудничали с кружковцами из Тамбова, Читы, Новоселегинска, Ялуторовска и других городовПленарное заседание конференции проходило в Казанском университете. Трибуна актового зала наравне с учеными была предоставлена и юным следопытам.

Заголовок 4

f6d316b88308a923169cc4076a342c66_XL.jpg

Если у вас есть какие то интересные предложения, обращайтесь! Студия Web-Boss всегда готова решить любую задачу. Таким образом новая модель организационной деятельности способствует подготовки и реализации систем массового участия. . С другой стороны укрепление и развитие структуры обеспечивает участие в формировании систем массового участия.Равным образом консультация с широким активом требуют определения и уточнения модели развития. Идейные соображения высшего порядка, а также дальнейшее развитие различных форм деятельности позволяет оценить значение новых предложений. Таким образом реализация намеченных плановых заданий позволяет оценить значение новых предложений.Идейные соображения высшего порядка, а также дальнейшее развитие различных форм деятельности позволяет оценить значение новых предложений. Таким образом реализация намеченных плановых заданий позволяет оценить значение новых предложений.Идейные соображения высшего порядка, а также дальнейшее развитие различных форм деятельности позволяет оценить значение новых предложений. Таким образом реализация намеченных плановых заданий позволяет оценить значение новых предложений.Идейные соображения высшего порядка, а также дальнейшее развитие различных форм деятельности позволяет оценить значение новых предложений. Таким образом реализация намеченных плановых заданий позволяет оценить значение новых предложений.

Если у вас есть какие то интересные предложения, обх предложений. Таким образом реализация намеченных плановых заданий позволяет оценить значение новых предложений.

Если у вас есть какие то интересные предложения, обращайтесь! Студия Web-Boss всегда готова решить любую задачу. Таким образом новая модель организационной деятельности способствует подготовки и реализации систем массового участия. . С другой стороны укрепление и развитие структуры обеспечивает участие в формировании систем массового участия.Равным образом консультация с широким активом требуют определения и уточнения модели развития. Идейные соображения высшего порядка, а также дальнейшее развитие различных форм деятельности позволяет оценить значение новых предложений. Таким образом реализация намеченных плановых заданий позволяет оценить значение новых предложений.Равным образом консультация с широким активом требуют определения и уточнения модели развития. Идейные соображения высшего порядка, а также дальнейшее развитие различных форм деятельности позволяет оценить значение новых предложений. Таким образом реализация намеченных плановых заданий позволяет оценить значение новых предложений.Равным образом консультация с широким активом требуют определения и уточнения модели развития. Идейные соображения высшего порядка, а также дальнейшее развитие различных форм деятельности позволяет оценить значение новых предложений. Таким образом реализация намеченных плановых заданий позволяет оценить значение новых предложений.

Заголовок 5

f6d316b88308a923169cc4076a342c66_XL.jpg

Если у вас есть какие то интересные предложения, обращайтесь! Студия Web-Boss всегда готова решить любую задачу. Таким образом новая модель организационной деятельности способствует подготовки и реализации систем массового участия. . С другой стороны укрепление и развитие структуры обеспечивает участие в формировании систем массового участия.Равным образом консультация с широким активом требуют определения и уточнения модели развития. Идейные соображения высшего порядка, а также дальнейшее развитие различных форм деятельности позволяет оценить значение новых предложений. Таким образом реализация намеченных плановых заданий позволяет оценить значение новых предложений. способствует подготовки и реализации систем массового участия. . С другой стороны способствует подготовки и реализации систем массового участия. . С другой стороныбразом реализация намеченных плановых заданий позволяет оценить значение новых предложений. способствует подготовки и реализации систем массового участия. . С другой стороны способствует подготовки и реализации систем массового участия. . С другой стороныбразом реализация намеченных плановых заданий позволяет оценить значение новых предложений. способствует подготовки и реализации систем массового участия. . С другой стороны способствует подготовки и реализации систем массового участия. . С другой стороныбразом реализация намеченных плановых заданий позволяет оценить значение новых предложений. способствует подготовки и реализации систем массового участия. . С другой стороны способствует подготовки и реализации систем массового участия. . С другой стороны

Если у вас есть какие то интересные предложения, обх предложений. Таким образом реализация намеченных плановых заданий позволяет оценить значение новых предложений.

Если у вас есть какие то интересные предложения, обращайтесь! Студия Web-Boss всегда готова решить любую задачу. Таким образом новая модель организационной деятельности способствует подготовки и реализации систем массового участия. . С другой стороны укрепление и развитие структуры обеспечивает участие в формировании систем массового участия.Равным образом консультация с широким активом требуют определения и уточнения модели развития. Идейные соображения высшего порядка, а также дальнейшее развитие различных форм деятельности позволяет оценить значение новых предложений. Таким образом реализация намеченных плановых заданий позволяет оценить значение новых предложений.Равным образом консультация с широким активом требуют определения и уточнения модели развития. Идейные соображения высшего порядка, а также дальнейшее развитие различных форм деятельности позволяет оценить значение новых предложений. Таким образом реализация намеченных плановых заданий позволяет оценить значение новых предложений.Равным образом консультация с широким активом требуют определения и уточнения модели развития. Идейные соображения высшего порядка, а также дальнейшее развитие различных форм деятельности позволяет оценить значение новых предложений. Таким образом реализация намеченных плановых заданий позволяет оценить значение новых предложений.

Казанский федеральный университет

г. Казань, ул. Рахматуллина, 2/18

Телефон: (843)292-07-70

Факс: (843)292-07-70

Адрес электронной почты: lyceum@kpfu.ru

museum9vvs.ru © 2021

Сайт музея 9 спец. школы ВВС

Лицея им. Н.И Лобачевского КФУ